Аркалыкская специальная школа была открыта в 1988 году. Это было обусловлено насущной необходимостью. Тогда она называлась вспомогательная, само название говорило об её назначении: помочь нашим особенным деткам. Диагностируемые у них проблемы психо-физического характера не позволяли мальчишкам и девчонкам усваивать программу общеобразовательной школы.

Люди, далекие от педагогики, нередко путают проблемы такого характера и педагогическую запущенность. Это разные явления. Если проблемы в обучении связаны с социальными причинами, отсутствием родительского внимания, например, то эти факторы можно устранить, и ребенок почти всегда догонит своих сверстников и освоит школьную программу. Наши дети по объективным причинам состояния своего здоровья не могут справиться с проблемами обучения ни самостоятельно, ни со временем.

В этой ситуации стандартная школьная программа становится для ребенка непосильным бременем. Первый набор в школу составляли большинство детей, у которых есть негативный опыт обучения в обычных школах. Мальчишки и девчонки не могли понять учебный материал, выполнить хотя бы часть домашних заданий, наладить контакт со сверстниками. Они были изгоями. Недопустимо принуждать ребенка посещать общеобразовательную школу, если он в силу физических и психических ограничений не способен воспринимать школьную программу. В специальной школе мы учитываем потребности и возможности «особых» детей, создаем для них комфортную среду.

Таковы были предпосылки открытия Аркалыкской вспомогательной школы – интернат, которая является единственной в нашем регионе, сравнительно удалённом от областного центра.

Основная задача специальной школы для детей с особыми образовательными потребностями– это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество. Все эти годы школа успешно решает эти задачи. Даже когда в середине 90-х годов , в связи с оптимизацией города, мы утратили статус интерната. Уже был накоплен опыт, создана материальная база, которая позволяли создавать условия для оказания полноценных образовательных услуг нашим воспитанникам. Например, в те годы поделки наших детей в городских конкурсах декоративно-прикладного искусства, где участвовали и общеобразовательные школы, неоднократно занимали первые места. А столярная мастерская также получила первое место в смотре-конкурсе школьных мастерских г. Аркалыка. Вообще трудовое обучение в нашей школе является ключевой компетенцией. Подготовить наших деток ко взрослой жизни – это, прежде всего, научить трудиться, суметь обеспечить себя, быть полноценным гражданином, т. е. подготовить учащихся к самостоятельной жизни и труду

на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. В настоящее время школа реализует обучение по двум профилям: столярное, швейное дело. Планируется дополнительные курсы обучения по профилям работник КСК (дворник) и МОП (младший обслуживающий персонал) для детей со сложным диагнозом, которые не могут освоить профобучение по основным школьным профилям.

В школе имеются столовая, спортзал, медицинские кабинеты, мастерские, кабинет социально-бытового обслуживания, сенсорный кабинет эмоциональной разгрузки, кабинет логопедии, музыки.

Конечно, материальная база школы требует обновления, станочное оборудование мастерских морально устарело. Но и сейчас широко используется мультимедийные средства обучения. Опыт наших преподавателей позволяет воспитать призёров областных конкурсов профмастерства, декоративного искусства в рамках фестиваля «Детство без границ», республиканского конкурса «Жулдызай» ,

Здание школы это приспособленное помещение бывшего садика. Но его состояние всегда поддерживалось текущими ремонтами. А в этом 2020 году был сделан капитальный ремонт фасада и кровли школьного здания. Также, открытие в школе своего интерната в 2021 году, позволит помочь родителям и их детям со всего района решить проблемы обучения. Обучение в специальной школе продолжается девять лет. Выпускники продолжают обучение в профессиональном колледже г. Аркалыка. Причем учиться им предстоит не среди «своих», а вместе с выпускниками обычных школ. Те, кто не может или не хочет поступить в другие учебные заведения, остаются в стенах родной школы. В перспективе планируется открытие десятого производственного класса для учащихся, которые не могут, в силу своего здоровья, поступить в другие учебные заведения, а так они тоже смогли бы получить профессиональные навыки по профилю «Ремесло». А в дальнейшем жить полноценной жизнью, заботиться о себе и своих близких.